Педагогика для всех

  • Home
  • /
  • Педагогика для всех

Автоматизация звуков

«Это надо тебе , а не мне», сказала мама ребенку, который ходит на мои занятия.

Какой эмоциональный посыл звучит в этих словах? А какой подтекст? Его услышать не трудно.  «У меня-то с речью все нормально, это у тебя проблемы. Вот ты их и решай» .

Так мы воспитываем самостоятельность и ответственность в своем ребенке или отодвигаемся, отмахиваемся от сложностей, замечу — временных, с которыми он столкнулся? Нужно ли помогать ребенку в закреплении ( автоматизации) поставленных логопедом  звуков или он справится один?

Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причем, в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются четкими, а в произвольной речи эти же звуки ребенок произносит искаженно. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия хотя бы по 5-15 минут.

Автоматизация звуков –это закрепление в  повседневной, ежедневной речи их правильного произношения . Поставленный звук еще довольно слабый, неустойчивый и ребенок часто возвращается к прежнему дефектному произношению по привычке, поэтому так важно как можно часто и настойчиво закреплять правильный звук в речи.

 Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Поэтому за­крепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу. Автоматизация звука проводится в несколько приемов, с постепенным нарастанием как сложности, так и самого объема речевого материала. Звук последовательно автоматизируется в следующих «речевых условиях»:

  • в слогах и звукосочетаниях;
  • в отдельно взятых словах;
  • в специально составленных фразах, насыщенных данным звуком;
  • в специально составленных текстах, также насыщенных данным звуком;
  • в обычной разговорной речи.

   

И здесь без помощи родителей никак не обойтись. Ведь они могут делать это дома, по дороге в детский сад, на прогулках, за обедом и в других семейных ситуациях. И здесь логопед максимально облегчает их родительскую работу , записывая в тетрадь те слоги и слова , которые необходимо проговаривать ребенку на определенном этапе его пути к правильному звукопроизношению. Не надо ничего выдумывать или вытаскивать из памяти  слова с нужным звуком, тем более что оно может быть не подходящим. Просто открываете тетрадь и читаете ребенку то, что написал специалист, а ребенок  за вами повторяет. Ведь сам-то он читать не умеет, а речевой материал довольно обширный. Это необходимо для того, чтобы в разных тестах, словосочетаниях, рифмовках максимально быстро и прочно закрепить правильный звук.

 Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность. Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №120» г. Перми  Татьяна Анатольевна Макурина.

Давным-давно нашим прапрабабушкам и прапрадедушкам было некогда заниматься своими детьми. Мужчины добывали кусок хлеба для всей семьи, у женщины много сил уходило на ведение домашнего хозяйства.

Сейчас времена изменились. Кроме хлеба, мужчины уже подумывают о приобретении новой марки автомобиля и покупке домашнего кинотеатра. У женщины в боевом домашнем арсенале появились утюг, пылесос и Мистер Мускул.  

Внимание взрослых переключилось на детей. В наш век конкуренции и высоких технологий на ребенка обрушилась лавина информации. Эту информацию он, по мнению родителей, должен освоить как можно раньше, чтобы быть успешным и служить предметом родительской гордости. 

И, конечно, чтение стоит номером первым в списке умений каждого ребенка.

Давайте сначала разберемся, зачем и почему взрослые учат дошкольников читать, ведь обучение чтению — часть общеобразовательной программы первого класса школы. Вариантов ответа на этот вопрос множество:

— вы сами рано научились читать, считаете, что и ваш ребенок должен так же рано научиться читать (но ваш ребенок — это не вы, — возможно, он совсем другой и умеет сейчас делать то, чего вы не умели делать в его возрасте!);

— вам кажется престижным, если ваш ребенок уже до школы научится читать (а почему бы ни научить вашего ребенка решать уравнения?);

— вы думаете, что ему проще будет учиться в школе, уже умея читать (а вдруг ему будет неинтересно учиться?);

— вам надоело ему читать детские книжки вслух — «пусть читает сам» (детские книги авторы пишут для того, чтобы именно взрослые читали их детям вслух, а дети еще не скоро смогут сами с интересом читать их!);

— ребенок проявляет интерес к буквам и хочет научиться читать.

Следующий, очень важный вопрос: сколько лет вашему малышу?

— 2-3 года. Чудесный возраст — ребенок начинает учиться понимать окружающий мир, с интересом знакомится с цветом, формой, размером предметов, очень непосредственно реагирует на свои успехи и неудачи, открыт к общению со взрослым. Но! Буквы в этом возрасте — непонятные и неинтересные иероглифы, суть, за ними скрывающаяся, пока недоступна для понимания маленьким человеком. Не стоит в этом возрасте усердствовать в обучении ребенка, будь то чтение, счет, иностранные языки. Лучше дайте ребенку возможность почувствовать окружающий мир с помощью зрения, слуха, вкуса, пальчиков. Научившись чувствовать мир во всех его проявлениях, ребенок с большим успехом в дальнейшем освоит навык чтения.

— 4-5 лет. С возраста 4-5 лет ребенок может анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения, в этом возрасте особо выражено «чутье ребенка к языку». Поэтому, если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 10-15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать занятия. Но если четырехлетка еще не научился сосредотачивать внимание, целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив, тогда лучше еще подождать.

— 6-7 лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

И еще один важный вопрос. Могут ли занятия по чтению быть вредными для ребенка? Могут — в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает его учебными заданиями, ставит самоцелью любой ценой научить ребенка читать.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ:
— Звук – мы слышим и произносим.
— Буквы мы пишем и видим.
— Звуки бывают гласными и согласными.
— Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки).
— Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
— Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
— Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
— Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
— Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
— Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
— Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
— Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
— Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
— Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
— Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным, а гласные- красным.

— Приступать к обучению чтению в том случае, если устная речь ребенка развита достаточно.

— Читаемое должно быть доступно ребенку.

— Называть буквы звуками, т.е  П, а не Пе, М, а не Ме и т.д. Учим читать слог слитно, а не отдельными буквами. ММММ — тянет, потом плавно добавляет А, получается слог МА, не разрывая слоговой дорожки)

— Не допускать чтение слогов побуквенно, так как дети потом долго не могут овладеть послоговым чтением.

— Прочтение слогов из трех букв предлагать только в том случае, если ребенок хорошо владеет чтением слогов из двух букв.

— надо учить ребенка выкладывать слоги и слова из разрезной азбуки.

Если вы будете придерживаться этих рекомендаций, то результат вас порадует. Успехов Вам!

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №120» г. Перми Наталья Николаевна Семенова.

Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, — детского или подросткового невроза. Большинство неврозов, которые человек приносит с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде.

Система взаимодействия родителей и детей «Особые дети — особое общение» дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения. Каждая рекомендация основана на реализации определенного закона психологического развития ребенка.

ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА — доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное.

ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком — доброжелательный, приветливый в любых ситуациях.

В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ: всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить, не используя их; приказных фраз; повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай); глаголов «должен» «обязан», «нужно».

ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).

НЕНАДО: вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить.)

ПОМНИТЕ:

  1. Телевизор, видео — не нянька, т.е. нужно вместе с ребенком смотреть передачи. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком (объяснить непонятное, побеседовать, задать вопросы);
  2. Если Вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это связано не с ним, что находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или дочь ваша радость.
  3. от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.

 

СТАРАЙТЕСЬ:

— Не говорить с иронией или насмешкой;

— Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;

— Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении);

— Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;

— Не торопить и не подгонять ребенка;

— Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы;

— Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок;

— Не говорите ребенку, что не любите его;

— Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).

От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.

НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ВЫСКАЗАТЬ ОДОБРЕНИЕ:

Молодец!

Правильно!

У тебя это здорово получилось!

Ты сегодня хорошо потрудился!

Я знала, что ты справишься!

Неплохо!

Отлично!

Ты быстро научился!

Это то, что надо!

С каждым днем у тебя получается лучше!

ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
  3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

6.Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

 

Учитель-дефектолог

Кобелева Анастасия Алексеевна

 

 

Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребёнок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.

Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной речи закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

В ФГОС дошкольного образования социально – коммуникативное и речевое развитие ребенка обозначаются как необходимые образовательные области, обеспечивающие общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, его социализацию и личностное развитие. Необходимость выступать публично сопровождает человека всю жизнь. Такие ситуации начинаются уже в дошкольном детстве (рассказать стихотворение, выступить на празднике) и т. д.

Умение выступать публично – одно из сложных умений, внимание которому стали уделять внимание еще в Древней Греции и Риме. Именно в связи с его сложностью и психологической значимостью, к его развитию следует приступать уже в дошкольном детстве, но подходить к этому необходимо обоснованно и с учетом возрастных особенностей.

Публичные выступления дают ребенку:

  1. Положительные эмоции
  2. Практику выступлений перед публикой
  3. Тренировку памяти
  4. Развитие фантазии и актерского мастерства…

Можно продолжить дальше…

Необходимые условия для успешного публичного выступления ребенка:

  • Для первых выступлений перед публикой старайтесь создать ребенку хорошую поддерживающую среду. Он не сможет всего предусмотреть и не волноваться, поэтому важно, как его примут. Пусть просто получает удовольствие и осваивается на сцене на первых выступлениях.
  • Одежда, в которой ребенок выступает должна быть удобной и обязательно нравиться ему.Мысли о том, что «я выгляжу как болван в этом костюме» не станут способствовать уверенности в себе, которая нам так нужна перед зрителями. Колючие пайетки, тугие ремни, сваливающиеся детали костюма и др. не только не позволят получить удовольствие от сцены, но будут мучительно отвлекать от программы.
  • Волнение перед выступлением всегда сопровождается выбросом адреналина, который бушует внутри и не дает нам сосредоточиться. Важно дать ему выход.Придумайте для ребенка удобную физическую активность, чтобы снизить страх. Потом нужно немножко отдохнуть и можно выходить на сцену.
  • Считается, что присутствие родителя в зале является мощной поддержкой ребенку. Часто это так, но не всегда. Некоторые дети не хотят, чтобы родители присутствовали в зале и видели их выступление.Не надо спорить, уговаривать и тем более вызывать чувство вины.
  • Есть разные кружки, которые помогают научиться свободно говорить, легко держать себя на сцене, помогают практиковаться в выступлениях.Если ваш ребенок хочет посещать такие – отлично! Есть клубы юного оратора, тренинги уверенности в себе, лидерские программы и конечно же театральные студии. Если вы попали в хорошее место, знания и умения полученные там ребенком точно останутся с ним навсегда.
  • Обязательно практикуйте выступления в семейном кругу.Это могут быть воскресные обеды, к примеру. Когда вы собираетесь всей семьей и каждый готовит свое выступление перед зрителями. Это может быть песенка, танец, кукольный театр, доклад о чем-то интересном, рассказанный для всех. Такая традиция не только поможет вашему ребенку гораздо лучше справляться с выступлениями, обогатит его опыт, но и сблизит вас друг с другом. Ваши теплые отношения – самая большая поддержка и защита для ребенка во всем.
  • Возможно вы не раз видели, как юные спортсмены выходят на площадку или сцену со своим талисманом-игрушкой. Прежде чем поклониться публике, они сажают свой талисман перед собой на разрешенное жюри место. Это придает им сил и уверенности в своем отличном выступлении. Попробуйте предложить ребенку такой способ придания себе сил. Если нет возможности выносить игрушку на сцену, пусть ребенок сам придумает ей место, где она должна его ждать и наполнять уверенностью в своих силах. Для многих достаточно видеть свой талисман. Перед выступлением ребенок обращается к нему взором и мысленно подмигивает: «Ну, я начинаю».
  • После выступления всегда важно похвалить ребенка.Перечислите все-все, где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда, обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать, чтобы вот тут, это звучало еще лучше?», «Я могла бы тебе как-то помочь, чтобы здесь ты был еще более уверенным?».
  • Желаю, чтобы ваш ребенок не только удачно выступал, но и получал массу удовольствия от общения с публикой.

Учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 120» г. Перми

Семенова Наталья Николаевна

 

Как же в норме развивается речь ребенка?

Каждый родитель задается этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно (например, при согласовании слов или при употреблении местоимений и глаголов прошедшего времени) и т.д.

Для чего нужны эти нормы и что является отклонениями?

Нормы нужны для своевременного выявления отклонений от нормы и коррекции этих отклонений. В возрасте 2-3 лет отклонениями от речевой нормы считаются: полное отсутствие речи, сильное опоздание в появлении речи, к 3-4 года речь абсолютно невнятна, остановка развития речи на одном уровне, к 3-4 годам торопливая речь с проглатыванием слогов и слов, нарушение дыхательного ритма во время разговора.

Ну а теперь поговорим, что же считается нормой.

Речевое развитие детей от 2 месяцев до года

Эту стадию развития можно условно поделить на три этапа.

  1. Гуление. От 2 до 5 месяцев. Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.
  2. Лепет. С 5 месяцев. Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
  3. Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 8-15 слов. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).

Речевое развитие детей от 1 года до 2 лет

Следующий год жизни малыша – это продолжение предыдущей стадии. Первые 12 месяцев подготовили артикуляционный аппарат, и ребенок уже активно пользуется собственными словами. Он умеет подражать животным, окружающим бытовым звукам. Выделяют следующие этапы развития:

  • Ребенок узнает отдельные предметы, понимает вопросы касательно их: «где кубик?», «где девочка?» и т.д. Словами и звуками может сопроводить свое действие. «Разговаривает» с другими детьми звуками, подражанием.
  • Малыш знает названия предметов и их качества, эмоциональные оценки. Первые осмысленные слова: кошка «мяу-мяу», собака «ав-ав» и пр. Звуки при этом могут пропускаться.
  • Понимает простые предложения, призывающие к действию: «Идем кушать», «Дай, пожалуйста» и др. Слова обобщают понятия, например «ав-ав» – это сразу все собаки, а не конкретная. В словарном запасе насчитывается уже около 30-40 слов.
  • К полутора годам произносит практически все гласные и часть согласных. Некоторые из них смягчает. Происходят звуковые замены («ко» – молоко). Словарь расширен до 40-95 слов. В речи преобладают жесты, звуки, мимика.
  • Максимально подражает взрослым. Обращается к ним с просьбами: «папа, дай!». Умеет связывать слова в предложения: «катя хочет ля-лю» (куклу). Речь становится самодостаточной, жесты и мимика уходят.
  • Умеет заменять неверно произнесенные слова верными: «ля-ля» – «кукла». К году и 9 месяцам в норме знает порядка 175 слов, в предложениях использует по 3-4.
  • Слушает сказки, стихи и песни, различает слова по звукам (не путает усы и уши). Обозначает свои действия во время игры. Употребляет местоимения и прилагательные.
  • Узнает слова, которые касаются событий из его собственной жизни. «Мы идем гулять в парк, где встретили большую собаку». Речь развивается очень активно в игре с куклами и животными. К 2 годам в словаре около 300-400 слов. Чаще – существительное и глаголы. Добавляются наречия: тут, здесь.

Речевое развитие детей 2-3 лет

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

  • Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).
  • Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно  300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.
  • Фразовая речь.Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное — появилась  фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в  их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

 

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

  • Звукопроизношение. Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река),  «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).
  • Слоговая структура слова.В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.
  • Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).
  • Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».
  • Фразовая речь.Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Речевое развитие детей 4-5 лет

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

  • Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
  • Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
  • Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
  • Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).
  • Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».
  • Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

  • Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям!Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.
  • Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.
  • Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
  • Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
  • Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.
  • Связная речь.Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.  

  • Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.
  • Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главные основания правописания».
  • Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.
  • Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием:есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.
  • Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.
  • Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

 

Ситуации, в которых необходимо срочно обратиться за консультацией специалистов.

  • Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к логопеду примерно в год.
  • Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных, понятных  слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своём» языке, причем много и активно  — в это же время идите к логопеду, не ждите даже 3-х лет.
  • Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — не ждите пока «сам заговорит», лучше перестраховаться и убедиться, что это не алалия. Обратиться за помощью к логопеду, неврологу.
  • Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» — это м.б. не «баловство», а  серьезное речевое нарушение.
  • Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит (извините за ненаучную терминологию), т.е. искажает звуки – обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков, потому что эти нормативы говорят об отсутствии или замене звуков «предшественниками» в норме, а искажения – это всегда речевое нарушение и самостоятельно оно не исправится.

В целом, в логопедии действует правило: чем раньше начать лечение, тем меньше проблем будет в будущем.

Учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 120» г. Перми

Семенова Наталья Николаевна

«ДЕТИ И ТЕЛЕВИЗОР»

       Сейчас в каждом доме есть телевизор. Взрослые смотрят различные телепередачи на кухне, в спальне. Вместе со взрослыми дети проводят время перед телевизором, смотря самые различные по содержанию передачи: новости, сериалы, шоу, а также имеют право на просмотр мультфильмов. Чаще всего взрослые не контролируют расстояние, с которого ребенок смотрит телевизор, освещение, время в течение которого ребенок сидит возле экрана. В основном, ребенок передвигается по комнате в процессе просмотра. Играя, он может расположиться непосредственно перед экраном. Сейчас дети даже развиваются при помощи специальных телевизионных программ. Но, по мнению ученых, телевизор сказывается неблагоприятно на здоровье ребенка и оказывает негативное влияние на его развитие.

 

Чем вреден просмотр телевизора для детей?

— Отрицательное влияние на органы зрения.

— Просмотр телевизора способствует снижению зрения, цветоощущения.

— Отрицательное воздействие на нервную систему.

Это и недоразвитие корковых отделов головного мозга, и развитие гиперактивности, нервного возбуждения. В отличие от взрослого организма, детский организм не отдыхает перед телевизором, а наоборот переутомляется.

Дети младшего возраста испытывают трудности с произношением звука. Задержка становления речи!

Нарушение общения, агрессивное поведение.

Телевидение может провоцировать развитие страхов, ночных кошмаров.

Ребенок может испытывать проблемы с моторикой.

Просмотр телевизора в неправильной позе может провести к нарушению осанки. Также у детей, часто просматривающих телевизор, отмечается недоразвитие мышечной массы.

Ребенок быстро привыкает к телевизору, постепенно начинает постоянно требовать включать его любимые программы. Это может перерасти в истерику.

Часто за просмотром телепередач дети перекусывают вредными продуктами, вследствие чего формируются неправильные пищевые привычки ведущие к повышению массы тела, заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Вокруг работающего телевизора создаются электромагнитные поля, которые также оказывают негативное влияние на психическое и физиологическое развитие организма

В ходе исследований, проведенных в Европе, было доказано, что ненормированный просмотр телевизора, создает риск повышения уровня артериального давления у детей. Если сидеть у телевизора больше 2 часов в день, риск развития повышения артериального давления увеличивается на 30 %.

Известно, что увеличение физической активности способно предотвратить эту патологию.

 

Кому противопоказан просмотр телепередач?

  • Детям до 2 лет
  • Детям с нарушениями нервной системы в следствие стресса
  • Детям с нарушениями нервно-психического развития
  • Впечатлительным детям
  • Детям, недавно перенесшим операцию на глазах
  • Детям, имеющим серьезные заболевания глаз

Как и сколько времени ребенок должен просматривать телевизор?

  • Самое главное правило – это то, что просмотр телевизора ребенком должен происходить под контролем родителей. Ребенок должен просматривать любые телепередачи в присутствии родителей для того, чтобы просматриваемые программы были под контролем. Прежде чем включать телевизор ребенку, родители должны ознакомиться с сюжетом. Фильмы ужасов и мультфильмы с хаотичным сюжетом должны быть исключены.
  • В комнате должно быть нормальное освещение: не слишком светло, но и не слишком темно.
  • Родители должны следить за тем, чтобы ребенок не смотрел телевизор сбоку. Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше 3 метров. Посадка должна быть удобная. Лежа, согнувшись в неудобных позах смотреть телевизор не рекомендуется.
  • Во время просмотра телевизора ребенку не стоит употреблять пищу.
  • Если ребенок смотрит долгий фильм – делайте с ним физкультминутки, гимнастику для глаз.

Требования Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) к организации телепросмотра для детей:

  • Младенцы и ранний возраст – ЗАПРЕЩЕНО.
  • Дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день суммарно.
  • Младший школьный возраст (7-10 лет) – 30-50 минут в день.
  • Старшие школьные возраста (11-18 лет) – 1-3 часа в день.

Как отучить ребенка от бесконечного просмотра телевизора?

  • Родители должны стараться не включать телевизор в присутствии ребенка.
  • Не включать телевизор в фоновом режиме.
  • Не включать телевизор пока занимаетесь с ребенком творчеством или он играет.
  • Если вы позволяете ребенку посмотреть мультфильм, договоритесь с ним заранее о том, что после окончания положенного времени, телевизор будет выключен.
  • Как можно больше времени проводите с ребенком на прогулке, занимайтесь спортом, посещайте различные творческие кружки и секции.

 

Учитель-дефектолог

Кобелева Анастасия Алексеевна

Формирование у детей бережного отношения к своему здоровью – одно из приоритетных направлений в современной дошкольной педагогике. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одной из задач является сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни.

 Перед педагогами стоит важная задача – дать ребенку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Педагоги должны давать не только качественные знания, при этом формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Должны помнить, что ребенок, изучая себя, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Здоровье детей — это главная задача детских садов. Одна из главных проблем для каждого ребенка это нерастраченная энергия движения. Именно движение является необходимым фактором для правильного развития скелета. Очень важно для детей больше времени проводить на свежем воздухе, играть в подвижные игры, но современным детям интереснее играть в планшеты, приставки, компьютеры, чем гонять в какой-то мячик или прятаться в кустах и играть в салки. Это стало большой проблемой для детского сада и родителей.
Чтобы сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих нужно решить ряд задач:

  • сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);
  • помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
  • научить «слушать» и «слышать» свой организм;
  • осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
  • формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
  • привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
  • развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
  • ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
  • научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  • ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
  • формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей.

Таким образом, взрослые окружающие ребенка должны не только давать знания, но и обучать детей тому, как их использовать: разумно относиться к своему здоровью, определять угрозы, различать что хорошо, а что вредно для организма, проявлять любопытство в отношении здоровья, быть в состоянии предотвратить ситуации, которые угрожают здоровью, без напоминания соблюдать аккуратность, чистоту, культурные и гигиенические навыки Следует помнить, что личный пример педагогов ДОУ и пример родителей имеют большое значение в этом.

 

 

Дошкольный возраст признаётся наиболее сензитивным периодом для направленного формирования личности ребенка. Ориентиры, установленные в качестве критериев его ценности, обладают силой инерции, а сформированные в старшем дошкольном возрасте психические образования оказываются устойчивыми и существенно определяют дальнейшее развитие человека (А.В.Запорожец).

Необходимо с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, свой организм с его безграничными возможностями, что окажет позитивное влияние на его самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребёнок научится быть внимательным к своему здоровью; через себя видеть окружающих людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Одним из требований к родителям для подготовки ребенка в дошкольное учреждение выступает: формирование у ребёнка представлений о себе, своём организме, для развития элементарных представлений о полезности, целесообразности личной гигиены для положительного самоощущения.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка,

Четкий режим дня и руководство взрослых.

Для формирования навыков личной гигиены нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию культуры поведения, происходящему в процессе игры, труда в быту.

В дошкольном возрасте ребёнок особенно склонен к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.

Для ребенка дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения навыков личной гигиены; ему нужно объяснять значение соблюдения правил личной гигиены, для каждого и для окружающих.

Следует создавать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, резинок, носков), постоянное удобное место для полотенца.

Культурно –гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. В труде по самообслуживанию ребенка нужно приучать доводить начатое до конца, выполнять работу качественно: не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать.

Важно вовремя похвалить ребёнка, но не злоупотреблять этим, чтобы он не ждал похвалы постоянно.

Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка ещё ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом ребёнок в значительной мере ориентируется на оценку взрослого. Продолжает развиваться также их половая индикация, что проявляется в характере выбираемых игр. Здесь помогут родителям художественные произведения, мультфильм, совместная деятельность.

Необходимо при воспитании культурно-гигиенических навыков учитывать стремление ребенка сделать что-то самостоятельно (постирать носовой платок, почистить обувь ит.), что является важным фактором в становлении его личности.

Доказано, что ребёнок равен взрослому по интеллектуальным возможностям и лишь немного уступает в отношении жизненного опыта (Л.С. Выготский, П.Л.Гальперин).

Сказка обладает силой внушения. Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом. Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как истории превращения пупса во взрослого человека.

Полезно беседовать о сказках.
Поговорить с ребенком вы можете, задавая следующие вопросы:
1. О чем эта сказка?
2. Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?
3. Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?
4. Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью-либо помощь?
5. Что приносят поступки героя окружающим — радость, горе? Какие отношения между героями?
6. Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?
Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения.

В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

Сказкотерапия для детей помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.

Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже), выражая свои мысли через речь игрушки или героя — открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, вы можете узнать о своем чаде много нового и неизвестного. Например, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим.

Cказки, способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, снимает тревоги и воспитывает уверенность в себе.

Н.Л. Кряжева предлагает: «жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому — «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризному— «Принцесса на горошине, активному и подвижному непоседе — «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях.

Для 1-1,5-годовалого малыша смысл сказки пока еще совершенно не ясен. Однако ее плавность, чуть-чуть знакомые слова: «дед», «баба», «мышка», «курочка» — делают сказку для малыша приятной, успокаивающей перед сном, убаюкивающей.

Советы:

• Лучше всего, если родители не читают сказку, а рассказывают ее. Это дает возможность наблюдать, как реагирует на сказку ребенок. Кроме того, ребенок и родитель, как бы совершают совместное путешествие в мир сказок, это лучше, чем когда ребенок отправляется туда один.

• Дети обладают способностью воспринимать образы, которые представляют другие люди — рассказывая сказку, представляйте в картинках все, что в ней описывается.

• Предоставьте ребенку возможность выбора сказки, если он хочет, чтобы ему в десятый раз подряд прочитали «Красную «шапочку», значит, это неспроста — ему эта сказка что-то дает для его развития, в его сознании происходит какая-то работа.

• Очень важное правило — не объяснять ребенку глубинный смысл сказки. Если это сделать, то сказка умрет и никакой пользы от нее не будет.

• Желательно не вносить в народные сказки исправления и добавления, особенно связанные с нашей реальностью. Эти изменения могут затруднить ребенку восприятие сказочного мира.

 

 

«Как правильно читать ребенку сказку?»

В первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше все делать с удовольствием, это, с точки зрения психологов, — лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей.
Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу.

В чем сила сказки?

Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Через сказки малыш получает больше информации, чем при обычном разговоре

Каждому  свое

Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза-дереза».) Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений («катится, катится колобок», «тянут потянут, вытянуть не могут»).
Сказки учат.
Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Пример Иванушки-дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию — достать меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность.

Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть — сказка дает возможность учиться на чужих ошибках! Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси-лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца и заиграться, загуляться»

 

 

Советуем почитать:

Волшебные сказки: «Василиса Прекрасная», « Иван -Крестьянский сын и Чудо -Юдо»,  «Снегурочка», «Заколдованная королева» , «Жар птица и Василиса Царевна»

Былины: «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья Муромец и Калин -царь», «Как Илья Муромец богатырем стал» «На заставе богатырской» и др.

Фольклор народов мира. Сказки: «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» «Наказанная гордыня»

Поэтические произведения: И. Бунин  «Первый снег», С. Маршак «Тает месяц молодой!», А. Плещеев «Мой садик», Е.Михайлова «Что такое Новый год?»