В гости к музыке

  • Home
  • /
  • В гости к музыке

Ритм-это основа нашей жизни. Все, что окружает нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, наша речь-все это и многое другое подчинено определенному ритму.

   Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых первых словах малыша обнаруживается ритмическая повторяемость слогов, отмечается тесная связь слова и движения (хлопками в ладоши, прыжками, постукиванием игрушкой, выкрикиванием слогов в ритме движений).

       Формирование чувства ритма у детей идет параллельно с развитием эмоций, познания окружающего мира, речи и движений (танцевальных или спортивных). Особенно тесно ритм связан с речью. Дети, имеющие нарушения речи (и неговорящие) чаще всего не чувствуют ритм, не могут даже ритмично хлопать под музыку, совсем не ощущают ритма в музыке, а значит и в речи. Следовательно, чувство ритма является одной из предпосылок становления и гармонизации речи у ребенка.

      Развитием этого чувства полезно заниматься с ребенком с самого раннего детства. В детском саду ритм присутствует на многих занятиях во многих видах деятельности (пение, танцы, слушание музыки, игран детских музыкальных инструментах в оркестре, физкультура под счет, подвижные и хороводные игры, физкультминутки и пальчиковые игры, дидактические (обучающие и настольные игры), аппликация и рисование (например, травы-равномерные черточки по низу листа).

        Всем этим можно и нужно также заниматься дома с любящими родителями-ведь совместная деятельность объединяет и радует. А также я рекомендую:

-слушать музыку! Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию-это популярные детские песни известных композиторов (В. Шаинского, Е. Крылатова и других) и короткие пьесы классиков, написанные для детей  (сборники «Детский альбом» П. И. Чайковского, пьесы Л. Бетховена («Весело-грустно»), Г. Свиридова «Ласковая просьба», «Парень с гармошкой»), Д. Кабалевского («Клоуны», «Упрямый братишка», «Ежик»), С. Майкапар («Весною», «Мотылек»)и другие);

-хлопать в ладоши под любимую песню в ритм и подпевать. Равномерные одинаковые удары — это Пульс в музыкеЭти удары могут быть быстрыми или медленными. Счет сильных и слабых ударов в музыке называется МЕТРОМ.

 

Если для ребенка это легко можно прохлопывать ритм мелодии песни, например:

МА-лень-кой Е-лоч-ке хо-лод-но зи-МОЙ

ИЗ ле-су Е-лоч-ку взя-ли мы до-МОЙ.

Нужно обратить внимание ребенка, что звуки разные, пояснить: «Смотри на меня и делай, как я»;

 

-Совместно с ребенком инсценировать детские стихи, песни, потешки;

-Читая сказку, включать ритмические элементы. Например, читая «Краденое солнце» К. И. Чуковского:

Рано-рано два барана

Застучали в ворота:

Тра-та-та и тра-та-та!

«Давай покажем, как постучали бараны (стучим по столу) тра-та-Та и тра-та-Та. Можно добавлять подобные элементы в любые сказки-тут все зависит от вашей фантазии;

-поиграть в игру «Послушай и повтори» — ребенок повторяет ритмический ряд за взрослым (например, 2 раза постучать по столу медленно, 3 раза похлопать в ладоши быстро: ТУК-ТУК-хлоп-хлоп-хлоп). Если ребенок легко справляется ритмическую цепочку можно выстроить длиннее, используя разные жесты (хлопки по коленям, притопы и т. д.). Для этой игры можно использовать простые инструменты, которые есть под рукой-деревянные ложки, кубики, палочки, барабан, самодельные маракасы;

-поиграть и игру «Веселые колпачки». Взрослый и ребенок берут колпачки от шампуня или пластиковых бутылок, ребенок выстукивает ритм, а взрослый повторяет. Если дома есть бубен или барабан, используйте их.

-поиграть в игру «Давайте хохотать». Взрослый прохахатывает ритм знакомой детской песни, ребенок отгадывает песню. Например:

ХА-хи-хи   ХА-хи-хи   хи-хи-хи-хи-ХА («Маленькой елочке»);

-поиграть в игру «Музыкальная страна». Взрослый говорит ребенку: «Мы с тобой попали в музыкальную страну, где все жители говорят необычно. Все, что они видят прохлопывают или топают в ритме ногой…»;

 

 

 

 

 

-поиграть в ритмические игры со звучащими жестами. Например. игра «Зима»:

Ух! Ух! Ух!- 3 раза хлопаем по коленям;

Мчатся сани во весь дух!-хлопаем в ладоши перед собой;

Ух! Ух! Ух!-3 раза притопываем ногой;

Снег под горкой под горой- хлопаем себя по плечам, скрестив руки;

Словно пух над головой!- хлопаем над головой;

                             Играйте вместе с детьми!

 

С уважением музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад № 120» г. Перми Лузина О. С.

Что такое музыка? Это искусство, которое с помощью сочетаний различных звуков вызывает у слушателя разнообразные эмоции, настроения, переживания. П. И. Чайковский определял музыку, как «язык чувств», чувства же почти невозможно передать словами. Музыка  учит ребенка сопереживать, сочувствовать, помогает ребенку расти добрым, отзывчивым, развивает творчество и образное мышление, способствует развитию мозга, помогает в лечении заболеваний, дает ребенку ощущение счастья…всего и не перечислишь!

 

 

Иногда родители считают, что не стоит приобщать ребенка к музыке, если он не проявляет к ней интереса, Это не верно, ребенку необходимо слушать музыку, особенно вместе с родителями. Давно замечено, что музыкасамый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает  установить контакт между взрослым и ребенком. Спокойной музыкой можно создать у ребенка соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой.

В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? В пении, совместном исполнении танцев, слушании. В процессе совместного восприятия музыки у ребенка да и у взрослого возникает желание поделиться своими чувствами друг с другом. Но не стоит забывать, что из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания, мы не можем ее видеть, как скульптуру или живопись, она лишена конкретности, как литература.

 

Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям. Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения или детские песни с яркой мелодией, несложной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. После прослушивания музыки необходимо побеседовать с ребенком, на что похожа музыка, что можно себе представить? Какие музыкальные инструменты мы слышим? Есть ли повторения? Если это песня, то о чем в ней поется? Обычно дети правильно определяют характер музыки, но их оценка бывает краткой: скучная, веселая, громкая, тихая, медленная, быстрая.  Взрослому необходимо дополнить, расширить и углубить ответ ребенка, используя как можно больше прилагательных (которые обогащают речь). Можно сравнить два разных по характеру произведения. Во время звучания музыки ребенок может заниматься спокойными занятиями: рисовать, лепить, играть.

Можно собрать небольшую фонотеку недлинных пьес для слушания музыки, дети с удовольствием слушают полюбившиеся произведения, фонотеку звуков, подборку музыки для снятия эмоционального напряжения, собрать коллекцию музыкальных сказок, музыкально-литературные композиции  по произведениям П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», С. Прокофьев «Золушка», Р. Щедрина «Конек горбунок».

Взрослым следует помнить, что жизнь ребенка, не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и любящего ее.

        В. Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце».

 

С уважением, музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад № 120» г. Перми

Лузина О. С.

Мы все чаще задумываемся о том, как подготовить ребенка для жизни в сложном и многогранном современном мире? Где постоянно устаревают какие-то профессии и рождаются новые, постоянно приходится учиться чему-то новому и часто это новое требует творческого подхода… А как оградить ребенка от негативного влияния социального окружения?…

В решении этих проблем вам поможет  дополнительное образование-обучение ребенка в музыкальной школе.

Музыкальное воспитание-

это не воспитание музыканта, а прежде

всего воспитание человека.

В. Сухомлинский  

Рассмотрим преимущества музыкального образования:

1.Стимуляция работы мозга. Учёными давно доказано, что занятия музыкой развивают мозг, тренируют память. Любое музыкальное произведение имеет строгое строение. В таких условиях ребёнок приучается мыслить структурированно, логично. Мышление является высшей формой познавательной деятельности человека. Оно тесно связано с интеллектом,  обучение музыке непременно положительно скажется на процессе усвоения стандартной школьной программы.

2.Развитие математических способностей, умение пространственно мыслить. Любой неправильный ход нарушает стройность музыкального произведения. Всё как в математике — ошибся в расчётах, получил неверный результат. А такой предмет, как сольфеджио (обязательный для изучения во всех музыкальных школах) обнаруживает прямые связи с математикой.

3.Лучшее усвоение иностранных языков. Музыка и язык — братья-близнецы. Фразы, предложения, точки, запятые, восклицания, интонация, ритм — всё это есть и в мелодии, и в речи. Дети, которые играют на инструменте или поют, легче усваивают иностранные слова, быстрее овладевают грамматикой.

4.Формирование необходимых личностных качеств. Современная школьная программа обладает высокой сложностью. Детям без специальной подготовки и помощи родственников достаточно сложно демонстрировать успеваемость по всем предметам. Ребёнку нужны такие качества, как мужество, терпение, воля, дисциплина, выносливость, упорство, выдержка, уверенность в себе и другие. Занятия музыкой помогают развивать перечисленные свойства, которые очень востребованы не только в школьной жизни, но и имеют огромное значение для взрослого периода человека.

5.Развитие мелкой моторики. Великий педагог В. А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка сосредоточен на кончиках пальцев. Развитию мелкой моторики уделяется серьёзное внимание в дошкольных учреждениях. Родители, которые не водят детей в сад, должны обязательно обеспечить необходимое количество игрушек и упражнений для тренировки пальчиков дома. Освоение музыкального инструмента происходит именно руками. Кнопки, клавиши, смычки, струны — всё это прекрасно тренирует мелкую моторику ребёнка. Результатом такой работы станет интенсивное развитие мышления, интеллекта и речи.

6.Формирование умений правильно планировать свой день, собранность. Занятия в музыкальной школе имеют чёткое расписание. В младших классах, как правило, родственники доставляют малыша на занятия. Постепенно ребёнок овладевает навыками правильного планирования учебного дня, недели, месяца. Он распределяет время на поездки до школ, приготовление уроков, отдых. Данный опыт непременно пригодится и во взрослой жизни.

7.Приобщение к классическому искусству. Ребёнок, который с раннего возраста приобщается к мировой классической музыке, не сможет воспринимать бессмысленные звуки современной эстрады. Классика не только развивает творческие способности, но и воспитывает культуру-то, что способно оградить ребенка от негативного влияния социума.

8.Воспитание артистизма. На протяжении всего периода образования в музыкальных школах педагоги организуют экзамены и различные конкурсы. Выходя на сцену, ребёнок учится владеть эмоциями, правильно себя подать, стремится выразить настроение исполняемого произведения, демонстрирует определённый уровень мастерства и способность выступать перед аудиторией.

9.Начальное музыкальное образование закладывает базу для дальнейшего профессионального роста. Те дети, которые обрели большую любовь к музыке, имеют возможность продолжить образование на профессиональном уровне. Обретение любимой специальности — залог счастливой, успешной, полноценной жизни.

Если вы решили отдать ребенка в музыкальную школу,

 наши рекомендации для вас:

-Не стремитесь сделать это как можно раньше, программа рассчитана на детей школьного возраста, длится 7 лет;

-Не стремитесь обязательно попасть в класс фортепиано, есть масса других инструментов, на которых не менее интересно играть-скрипка. виолончель, гитара и другие. Во время прослушивания педагоги вам посоветуют на каком инструменте лучше играть ребенку. Тут учитываются музыкальные данные и анатомические особенности;

-Серьезно подойдите к выбору педагога, с нам вашему ребенку предстоим общаться не один год;

-Перед тем, как поступить в музыкальную школу проконсультируйтесь с врачом, для занятий на некоторых музыкальных инструментах существуют противопоказания. Например, на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, а на скрипке при сколиозе и сильном плоскостопии;

-Ну и, конечно, необходимо желание самого ребенка, ведь сам процесс должен приносить радость и удовлетворение!

 

Консультация для родителей.

 

     При рождении каждый человек получает в дар музыкальный инструмент-голос. Именно он может стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться им владеть. Обычно самые первые песни малыш слышит от матери, которая поет самые нежные, задушевные песни. У ребенка возникает ощущение любви, счастья-устанавливается тесные эмоциональный контакт между близкими людьми. Сегодня песня, в том числе и у колыбели ребенка уходит из нашей жизни. Некоторые стесняются своего голоса, ведь рядом столько поющей техники! А жаль! Если вы хотите, чтоб ваш сын или дочка любили музыку-пойте им почаще. Пение близких-самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок реагировал на музыку, как на что-то приятное и радостное.

Учить ребенка пению лучше всего используя свой собственный голос. Старайтесь не искажать мелодию, петь негромко, в среднем темпе. Слушая песню малыш сам начнет вам подпевать. Чем младше ребенок, тем легче должна быть песенка. Помните, что объем детского голоса невелик, а связки хрупкие и тонкие, они требуют бережного отношения (поэтому громко кричать, петь на морозе-вредно!). Не забывайте, что при обучении всегда надо идти от простого к сложному и чем понятнее ребенку содержание песни, тем больше она ему нравиться.

Как разучить песню:

-Правильное положение корпуса-сидя с прямой спиной, руки на коленях, а еще лучше стоя, руки свободно опущены вниз;

-Перед началом пения нужно разогреть голос: попеть короткие попевки, пропеть отдельно скачки мелодии (вверх или вниз), выполнить упражнения на развитие дыхания-подуть на воображаемый листочек, снежинку и т. д.;

-Быстрые песни сначала разучиваются в более медленном темпе, чтобы ребенок успевал пропевать слова. Трудные слова можно проговорить отдельно. Разъяснить смысл непонятных слов и оборотов речи;

-Полезно попевать мелодию на какой-либо звук («ля» или «ма»), прохлопать ритм;

-Во время пени надо шире открывать рот;

-Чтобы звук имел приятную окраску полезно следить за положением губ, рот должен иметь округлую форму;

-Музыка, которую ребенок слышит в семье формирует его музыкальные вкусы и предпочтения;

 

Пойте чаще!

Но если у ребенка нет настроения, заставлять нельзя.

В семье очень важен благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к проявлениям музыкальности, какими бы наивными они не были. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького коллектива, где получает полную поддержку своих близких.

 С уважением музыкальный руководитель Лузина О. С.

Музыкальные руководители Гамзатова О.А., Кожевникова П.А.

Музыка это не просто искусство, это очень мощный инструмент воздействия на человеческую психику, средство общения и коммуникации, а также, мощнейший фактор в развитии и воспитании человека. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить. Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления — все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос — какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен — дети успокаиваются, хорошо засыпают, а главное, если такая музыка звучит при кормлении малыша, то пища усваивается намного лучше!

2. Отбирайте музыкальные произведения по принципу мелодичности и легкости звучания. Старайтесь выбирать музыку без ярко выраженных ударных партий, так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. «Звуковой шок» может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку — именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!

7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними, но не забывайте следить за реакцией ребенка на ту или иную песню или мелодию — если ребенок выражает недовольство, смените песню. Музыка должна вызывать у ребенка ощущение комфорта!

8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуют прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

9. Прослушивание музыки у детей до 3 — х лет должно занимать не более часа в сутки – на пример 20 минут утром, 30 днем и 10 минут вечером, перед сном. После 3 — х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

«Баю-баюшки, баю милую свою…» сколько нежных слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько успокаивающей ласки в пении, обращенном к своему ребенку. Малыш еще не знает языка, не понимает смысла слов, но успокаивается, затихает и засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому, что исходит от самого родного человека-матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с сердцебиением и дыханием матери, играет важную роль в их душевном соединении. При такой душевной настройки слова, образы песни проникают в самую глубину души ребенка. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает понимать смысл текста, что позволяет ему постепенно овладевать речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: о животных, птицах, предметах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуру характерно стремление дать ребенку основные ценности и ориентиры как можно раньше, задолго долго, как он начнет осваивать этот мир. Колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Миром теплоты и защищенности дома и внешним миром, полным опасности. Эти два мира разделены границей (краем), которую ребенку нельзя переступать.

 

«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю.

Придет серенький волчок и ухватит за бочок.

И потащит во лесок и положит под кусток.»

Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше. Но самое важное в колыбельной песне-это материнская любовь, которая придает малышу уверенность в том, что дома ему всегда помогут и поддержат. Как важна эта поддержка, когда ребенок войдет в сложный и противоречивый мир! А как важна привычка постоянного общения с матерью. В такие минуты общения к песне присоединяется сказка, задушевные разговоры. Прекрасно, если привычка пообщаться перед сном, рассказать маме самое сокровенное останемся на долгие годы. Доверительные отношения с мамой важны человеку на протяжении всей жизни.

Особенно нужны колыбельные песни капризным, раздражительным, гиперактивным, быстро устающим детям с нестабильной психикой. Их надо успокоить, настроить на сон. В наше время иногда уложить ребенка спать бывает трудно. А ведь в 9 часов вечера ребенок дошкольного возраста уже должен спать. Лучше всего установить свой ритуал приготовлений ко сну, и как фон включить успокаивающую музыку-классику в детской обработке (сборники: «Малыш в лесу», «Малыш у реки»), которую можно найти в интернете.

Пойте детям перед сном, пойте-как можете.

На любой мотив, удобный для вас. Главное-с любовью!

Музыкальный руководитель ДОУ

Лузина О. С.

 

Знакомство детей с танцевальной музыкой проходит в течение времени пребывания их в детском саду. Это утренники, мини — концерты воспитанников, просмотр отрывков записей концертов, посещение концертов. Но как бы хорошо не было поставлено музыкальное воспитание в детском саду, оно не будет успешным без участия семьи. Родители тоже могут помочь ребенку развиваться творчески. Сам игровой процесс будет интересен всем!

        В музыкальном развитии дошкольников, кроме песенного и инструментального творчества, различают танцевально-игровое творчество.

 Мы с вами предлагаем ребенку поиграть. Уровень сложности заданий зависит от возраста ребенка-3-5 лет-задания полегче, 5-7 лет посложнее. Лучше начинать с простых импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей. 

Музыку лучше использовать двухчастную. Часть танца придумывает взрослый, вторую часть – ребенок. Главное напомнить ребенку: «Меняется музыка-меняется движение, повторяется музыка-движение можно повторить».

       Для развития танцевального творчества и развития выразительности движений очень полезны различные этюды:

     Динамические этюды позволяют раскрыть какую-либо ситуацию, сюжет в развитии, например: «Хитрая лисичка», «Скачут зайчики», «Мишка собирает грибы», «Кошечка заболела», «Солнечный зайчик», «На лыжах», «Играем в снежки».

     -Статические этюды (для детей 3-5 лет) Дети создают и изображают образ по картинке с музыкальным оформлением: «Кукла спит», «Солдатик стоит», «Собачка отдыхает», используя свой небольшой жизненный опыт: «Птичка сидит на ветке», «Солнышко улыбается».  

      -Творческие этюды, это — маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предполагаемых ситуациях. Например:

    Игра «Одно и то же по-разному»

Нужно показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, бежит, слушает и т.д. Ребенок или взрослый придумывает свой вариант поведения, а остальные члены семьи должны догадаться, чем он занимается.
1 — сидеть. Варианты: сидеть у телевизора, в цирке, в кабинете у зубного врача и т.д.
2 — идти. Варианты: идти по дороге, а вокруг лужи и грязь, по горячему песку, по узкому мостику, по горной тропинке.

3 — бежать. Бежать, опаздывая в театр, от злой собаки, попав под дождь и т.д.

Игра «От жеста к танцу».

   Водящий (ребенок или взрослый), изображая жест со значением «прошу», выполняет движение корпуса вперед, направляет руку в сторону ребёнка. Одновременно с движением проговаривается слово «прошу», и мимикой передаётся выражение просьбы.

Такие этюды, как «Прошу – не надо», «Иди сюда-уходи», «Вот так встреча», «По секрету всему свету» очень нравятся детям.

Игра «Угадай, что я делаю»

Взрослый предлагает принять определенную позу и объяснить ее.

  1. Стоять с поднятой рукой. Ребёнок предлагает варианты ответов: кладу книгу на полку, вешаю куртку, украшаю елку и т.д.
  2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. (Ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка).
  3. Сидеть на корточках. (Смотрю на разбитую чашку, рисую мелом).
  4. Наклониться вперед. (Завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок).

Затем ребёнок с родителем могут поменяться ролями.

Игра «На работу к королю». Игры с воображаемыми предметами.

Игру можно проводить на свежем воздухе или в достаточно просторном помещении. На роль короля выбирается любой член семьи. Остальные — работники, они договариваются между собой, что будут делать, на какую работу наниматься. Подходят к королю.
— Здравствуй, король! — Здравствуйте! — Нужны вам работники? — А что вы умеете делать? — А ты отгадай!

Члены семьи, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят, стирают, вышивают, поливают цветы и т.д. Король должен отгадать. Если он сделает это правильно, то догоняет «работников». Пойманный игрок становится королем.

Игра «Загадки от гостей»

Выбирается ребенок, который приглашает остальных в гости. Гости приходят и говорят: «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем». По-очереди изображают различные действия. Хозяин (и другие гости) отгадывают.

Можно предложить следующие задания: мыть руки, рисовать, стирать платок, укачивать куклу и т.д., а также выполнять парные и коллективные задания: играть в мяч, тянуть канат, передавать вазу с фруктами. Темы должны быть близки и понятны детям — Ссора, Встреча, Знакомство, Угощение, Разговор по телефону и т.д. Можно предложить этюды на основные эмоции: Печаль, Гнев, Радость, Удивление, Страх, Брезгливость. Можно на пять органов чувств: Слух, Зрение, Обоняние, Осязание, Вкус. Например, попробовать на вкус горькое лекарство, конфету; ощутить запах краски, готовящегося пирога.

Сочиняя этюд, дети должны дать ответы на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, почему, когда, зачем.

       

     Также важны игры-танцевальные импровизации. Например:

Танцевальные импровизации «Танцы с Незнайкой»

Родитель в образе Незнайки. Незнайка включает музыку и говорит: «А, я не знаю, как танцевать под эту музыку…». Ребёнок, одевает на свою голову шляпу — цилиндр, очки, и, в образе умного Знайки отвечает: «А я знаю!», и танцует так, как он чувствует музыку. Виды танцев: Хоровод, Рок-н-ролл, Полька и др.

«Танцующие человечки».

Дать представление о разнообразии танцевальных поз поможет набор карточек «Танцующие человечки». Варианты игр в него очень разнообразны:

«опиши позу», «повтори позу», «оживи позу»,

 «чья это поза» (какому из предложенных персонажей подходит), помоги другу принять такую же позу.

 

В эти замечательные игры можно играть с друзьями на детских и семейных праздниках!

С уважением музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад № 120» г. Перми

Лузина Ольга Сергеевна

Музыкально-дидактические игры для родителей с детьми 2-3-х летнего возраста, используемые дома.

Развитие эмоциональной сферы ребенка играет роль в становлении личности.

С музыкой связаны все явления окружающего мира. Музыка оказывает разнообразное влияние на человека: радует и печалит, возбуждает и успокаивает.

Чем раньше ребенок будет слышать чарующие звуки, тем ярче будут эмоции, тем легче он научится понимать эмоции других людей.

Первоначальное обучение должно носить характер игры.

Дидактические игры являются своеобразным усилителем желания слушать, петь, двигаться, играть.

 

Предлагаем ряд музыкально-дидактических игр для родителей с детьми 2-х -3-х летнего возраста, которые можно использовать дома.

 

«Узнай по голосу»

Игра способствует музыкально-сенсорному развитию. Закрепляется умение различать звуки по тембру.

Используется набор различных игрушек – животных.

Предлагается ребенку узнать, кто кричит, используя звукоподражание с голоса.

Узнавая голос взрослого, ребенок называет и показывает соответствующую игрушку и повторяет звукоподражание («тяв-тяв», «га-га», «мяу-мяу» и т.д.)

 

«Найди маму»

Игра способствует развитию у детей звуковысотного слуха.

Используются игрушки большого и маленького размера: кошка, собака, уточка, медведь и т.д.

Показ игрушек различного размера сопровождается звукоподражанием на высоком или низком звуке (можно добавить средний звук)

 

«Отгадай погремушку»

Игра способствует развитию у детей темброго восприятия.

Используется набор из 2-х -3-х погремушек разного звучания и оформления (баночки с различными наполнителями: греча, манка, горох, камешки и т.д.)

 

«Учитесь танцевать»

Игра способствует развитию у детей чувства ритма.

Используются большая и маленькая матрешки.

Взрослый предлагает послушать и повторить ритмический рисунок. Большая матрешка пляшет, маленькая – повторяет.

 

«Грустно-весело»

Игра способствует развитию у детей ладотонального слуха.

Используются квадратики или кружочки из цветной бумаги красного и синего цвета.

Дети слушают музыку грустного и веселого характера и выбирают соответственно синюю или красную карточку

Музыкальные руководители Гамзатова О.А., Кожевникова П.А.

Музыка дарит родителям и детям радость совместного творчества, наполняет жизнь яркими красками. И чтобы отправиться в мир гармонии и звуков не обязательно иметь музыкальное образование. Создайте домашнюю фонотеку из записей классики, детских песенок, плясовых и маршевых. Музыку импровизационно-романтического характера можно использовать, как фон при чтении, во время засыпания. Чтение стихов и сказок может сопровождаться подыгрываем на покупных или самодельных детских музыкальных инструментов.

Развивать тембровый и ритмический слух можно с помощью игр и загадок с включением в них тех же музыкальных инструментов. Все дети очень подвижны и если поощрять их танцевальные импровизации под музыку, то таких детей будет отличать грациозность и координированность движений. Инсценирование-еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни и стихи, но даже некоторые картины, что развивает фантазию малышей. Различные звукоподражания, песенные импровизации обогащают текст, вызывают интерес у детей и формируют их творческое начало.

Игры, с которыми можно поиграть с ребенком дома:

-«Угадай, что звучит?»

Для этой игры понадобятся несколько предметов быта (стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка). Возьмите карандаш, только держите его за самый кончик, чтобы не заглушать звук. Затем попросите малыша отвернуться и постучите по каждому предмету по очереди. Сначала ребенок будет отгадывать звуки методом проб, затем будет вслушиваться в звуки и ориентироваться в них.

-«Музыкальные бутылки» (бокалы, стаканы)

Для этой игры понадобятся стеклянные сосуды и металлическая ложка или вилка. Пусть вначале сосудов будет 2, чем старше будет ребенок, тем больше будет сосудов. Наберите в один сосуд немного воды и постучите по горлышку, держа ложку за самый край. Попросите ребенка с помощью воды и другого сосуда сделать такой же звук. Пусть ваш ребенок самостоятельно набирает воду в другой сосуд, стучит ложкой, добиваясь такого же звука. Далее с этими же предметами можно сочинять простые мелодии. Ребенку 5-6 лет это будет интересно. Можно комбинировать звуки сосудов и колокольчиков и увеличивать количество сосудов с разным звучанием (набирая в них разное количество воды).

      Помните, что музыкальные вкусы детей зависят от родителей. Ваши и предпочтения и даже ваши поступки влияют на музыкальное развитие ребенка!

             С уважением музыкальный руководитель Лузина О. С.

В детском саду музыкальные занятия проводятся два раза в неделю в каждой возрастной группе. В эти дни дети приходят в музыкальный зал, где всё приготовлено для успешного проведения музыкального занятия. Для того, чтобы ребёнок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Прежде всего, она должна быть фиксированная. Например, чешки или балетки. И совсем недопустимо, чтобы ребёнок был в комнатных тапочках, «сланцах» или просто в «шлёпках».

Чешки — это СПЕЦИАЛЬНАЯ обувь, на время музыкальных и физкультурных занятий. Ребенку необходимо правильное формирование стопы, для этого и носят обувь с четко фиксированной подошвой, дети встают на носочки, выполняют различные музыкально-ритмические движения, им нужна гибкая стопа, поэтому детей переодевают в чешки. Это предусмотрено медициной. В дальнейших режимных моментах, помимо занятий музыкой и физкультурой, чешки дети не надевают.

На музыкальных занятиях мы приучаем детей, видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте. Очень важно, чтобы девочки были одеты в юбочки, потому, что иначе им просто не удастся поставить руки на юбку во время танцев. Это приведёт к тому, что у них появится привычка держать руки в воздухе, даже когда они будут в юбке или платье на празднике. Мальчики перед началом занятия обязательно должны хорошо заправить рубашки в шорты, чтобы выглядеть эстетично и во время танца видеть свои коленки, и ступни ног.

Мы очень просим Вас, дорогие родители, одевайте детей по сезону. Следите за аккуратностью их внешним видом.

Утренники

Утренник в детском саду — это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима. Утренник — важное событие в жизни ребенка. Именно там он узнает, как сочетать собственные удовольствия с выполнением обязательств. Именно там он научится совместной творческой деятельности. Там же получит представление о том, что такое сценарий и правила. И возможно, впервые проявит свои интересы и способности.

      Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник, ничего кроме неприятностей (для ребенка из — за незнания материала), неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться, не получиться. Ребенок, расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям, которые старательно учили стихи, песни танцы в продолжение долгого времени. Как правило, к утреннику детей готовят постепенно, сначала разучивая слова и мелодии песен, движения танцев, а за тем идет знакомство со стихами и сказками, герои которых будут «приходить» на праздник. Разучивание материала на утренник, продолжается около месяца. Дети постепенно разучивают весь нужный материал на музыкальных занятиях, а затем в свободное от других не менее важных занятий (таких как: математика, развитие речи, лепка, рисование, конструирование, труд и др.) закрепляют с воспитателями пройденный на занятии материал, учатся правильно и выразительно произносить слова стихотворений и отрывки из сказок, закрепляют исполнение отдельных танцевальных движений. Благодаря совместному и ежедневному труду музыкального руководителя и воспитателей, вы, родители, имеете возможность увидеть развитие вокальных, актерских, танцевальных данных у своих детей. Но без помощи родителей праздника не будет. Совет по оформлению костюма можно получить у музыкального руководителя или у воспитателя группы. Обязательно на ногах у детей должны быть «чешки», туфли не годятся для исполнения танцев.

Внешний вид детей на утренниках

Детский костюм должен быть эстетичным и комфортным. Избегайте тугих

застежек, платье у девочек должно быть удобным, не допустимы кольца и обручи, т.к. девочкам не удобно сидеть на стуле. Если возникают вопросы, не стесняетесь подойти и спросить о том, что вас интересует.

Помните! Утренник для детей и они приходят не просто посидеть, а будут активными участниками праздника, будут петь, играть, танцевать, прыгать, бегать и именно, поэтому должны чувствовать себя комфортно.

Музыкальные руководители: Гамзатова О.А.

                                                   Кожевникова П.А.

В жизни ребенка
Создателем системы музыкального ритмического воспитания является швейцарский педагог, композитор-Эмиль Жак-Далькроз (1856-1950). В то время гимнастика была подчинена только метру (например, мерным ударам бубна). В ритмической гимнастике Далькроза все движения шли под музыку. Именно движения под музыку способствовали развитию внимания, сосредоточенности, укрепляли волю, снижали утомляемость и положительно влияли на общий тонус. С тех пор ритмика приобрела популярность и немного видоизменилась. Теперь ритмика, это на только гимнастика под музыку, но и практические занятия (танцы, игры, упражнения), в ходе которых музыкальные образы передаются при помощи движений. Музыкальным сопровождением служит аккомпанемент или фонограмма.

Ритмика развивает слух, легкость и ловкость движений, способность быстро и правильно реагировать на получаемые от музыки впечатления. Есть что-то удивительное в том, как соединяются между собой развивающие начала-игра, язык и песня. С полным основанием можно сказать, что танец рождается в играх. Практика детских музыкальных игр является как бы первоначальной музыкальной школой музыкальной культуры детей. Развитие музыкальных способностей происходит в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо раньше начинать развивать эти умения в доступной для детей форме ритмических упражнений, танцев, хороводов, игр, танцевальных импровизаций. Слушайте музыку, двигайтесь, танцуйте вместе с ребенком. Различная музыка вызывает у детей разные музыкальные переживания, рождает определенные настроения, под влиянием которых движения приобретают соответствующий характер. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает подъем, жизнерадостность.
Занятия ритмикой, танцами развивает у детей музыкальный слух, память, внимание. пластичность и выразительность движений.

С уважением музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 120» Лузина О. С.

Музыка оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.

Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, у детей положительно развиваются психические процессы, чище и грамотнее становится речь.

Положительно влияет на речь развитие чувства ритма, так как наша речь тоже ритмична.

Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:
Помимо собственного речевого нарушения у них наблюдается нарушения и других видов деятельности (изобразительных, некоторых музыкальных-часто чувства ритма).
Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

Положительно на психику ребенка влияет пение матери (пусть неумелое), пение колыбельных песен.

Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов). Исходя из особенностей детей, предлагаем Вам:
Игры и упражнения для детей с нарушением речи:

ПОИГРАЕМ ЖИВОТИКАМИ (физиологическое дыхание)
В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

НАЗОВИ ПО ПОРЯДКУ (речевое дыхание)
Развитие умения произносить на одном выдохе несколько слов, чисел или такой скороговорки (для детей 5-7 лет): «Как на нашем на пригорке было 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка..» и так далее, на сколько хватит дыхания.

АХ, КАК ПАХНЕТ! (речевое дыхание)
Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Надо дать ребенку понюхать ароматный цветок и предложить повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет.

ДАЛЕКО И БЛИЗКО (развитие силы голоса, активизации мышц губ)
Сначала надо объяснить ребёнку, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать. Затем взрослый произносит любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, — му, мяу, и – го — го, га-га и т. д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук). Задача ребёнка отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок. Затем звуковую загадку предлагается загадать ребенку.

ТИШИНА ( изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения)
Надо научить ребенка читать стихотворение, изменяя силу голоса:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ (развитие чувства ритма)
Под слова взрослого: «Большие ноги шли по дороге…» ребенок не спеша шагает на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорит: «ТОП – ТОП». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» ребенок бежит на месте мелкими шажками и быстро говорит: «Топ-топ-топ-топ». В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

КАРУСЕЛИ (развитие чувства темпа, умения соотносить речь с ритмом)
В игре участвуют взрослые и дети (или ребёнок с мамой) и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле завертелись карусели (говорить в медленном темпе)
А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом. (говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите (темп постепенно замедляется)
Карусель остановите (говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два – (хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра.
Упражнение можно выполнять под музыку.
Пальчиковые игры с пением Екатерины Железновой (они есть в интернете),
Упражнения под музыку с пением Сергея и Екатерины Железновых «У жирафов пятна», «Головами покиваем», «Мы попрыгаем, «Вот мы в автобусе сидим» и другие.

Играйте с детьми! Чаще хвалите и радуйтесь их успехам!

С уважением музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад № 120» г. Перми
Лузина О. С.