В гости к музыке

  • Home
  • /
  • В гости к музыке

Ритм-это основа нашей жизни. Все, что окружает нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, наша речь-все это и многое другое подчинено определенному ритму.

   Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых первых словах малыша обнаруживается ритмическая повторяемость слогов, отмечается тесная связь слова и движения (хлопками в ладоши, прыжками, постукиванием игрушкой, выкрикиванием слогов в ритме движений).

       Формирование чувства ритма у детей идет параллельно с развитием эмоций, познания окружающего мира, речи и движений (танцевальных или спортивных). Особенно тесно ритм связан с речью. Дети, имеющие нарушения речи (и неговорящие) чаще всего не чувствуют ритм, не могут даже ритмично хлопать под музыку, совсем не ощущают ритма в музыке, а значит и в речи. Следовательно, чувство ритма является одной из предпосылок становления и гармонизации речи у ребенка.

      Развитием этого чувства полезно заниматься с ребенком с самого раннего детства. В детском саду ритм присутствует на многих занятиях во многих видах деятельности (пение, танцы, слушание музыки, игран детских музыкальных инструментах в оркестре, физкультура под счет, подвижные и хороводные игры, физкультминутки и пальчиковые игры, дидактические (обучающие и настольные игры), аппликация и рисование (например, травы-равномерные черточки по низу листа).

        Всем этим можно и нужно также заниматься дома с любящими родителями-ведь совместная деятельность объединяет и радует. А также я рекомендую:

-слушать музыку! Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию-это популярные детские песни известных композиторов (В. Шаинского, Е. Крылатова и других) и короткие пьесы классиков, написанные для детей  (сборники «Детский альбом» П. И. Чайковского, пьесы Л. Бетховена («Весело-грустно»), Г. Свиридова «Ласковая просьба», «Парень с гармошкой»), Д. Кабалевского («Клоуны», «Упрямый братишка», «Ежик»), С. Майкапар («Весною», «Мотылек»)и другие);

-хлопать в ладоши под любимую песню в ритм и подпевать. Равномерные одинаковые удары — это Пульс в музыкеЭти удары могут быть быстрыми или медленными. Счет сильных и слабых ударов в музыке называется МЕТРОМ.

 

Если для ребенка это легко можно прохлопывать ритм мелодии песни, например:

МА-лень-кой Е-лоч-ке хо-лод-но зи-МОЙ

ИЗ ле-су Е-лоч-ку взя-ли мы до-МОЙ.

Нужно обратить внимание ребенка, что звуки разные, пояснить: «Смотри на меня и делай, как я»;

 

-Совместно с ребенком инсценировать детские стихи, песни, потешки;

-Читая сказку, включать ритмические элементы. Например, читая «Краденое солнце» К. И. Чуковского:

Рано-рано два барана

Застучали в ворота:

Тра-та-та и тра-та-та!

«Давай покажем, как постучали бараны (стучим по столу) тра-та-Та и тра-та-Та. Можно добавлять подобные элементы в любые сказки-тут все зависит от вашей фантазии;

-поиграть в игру «Послушай и повтори» — ребенок повторяет ритмический ряд за взрослым (например, 2 раза постучать по столу медленно, 3 раза похлопать в ладоши быстро: ТУК-ТУК-хлоп-хлоп-хлоп). Если ребенок легко справляется ритмическую цепочку можно выстроить длиннее, используя разные жесты (хлопки по коленям, притопы и т. д.). Для этой игры можно использовать простые инструменты, которые есть под рукой-деревянные ложки, кубики, палочки, барабан, самодельные маракасы;

-поиграть и игру «Веселые колпачки». Взрослый и ребенок берут колпачки от шампуня или пластиковых бутылок, ребенок выстукивает ритм, а взрослый повторяет. Если дома есть бубен или барабан, используйте их.

-поиграть в игру «Давайте хохотать». Взрослый прохахатывает ритм знакомой детской песни, ребенок отгадывает песню. Например:

ХА-хи-хи   ХА-хи-хи   хи-хи-хи-хи-ХА («Маленькой елочке»);

-поиграть в игру «Музыкальная страна». Взрослый говорит ребенку: «Мы с тобой попали в музыкальную страну, где все жители говорят необычно. Все, что они видят прохлопывают или топают в ритме ногой…»;

 

 

 

 

 

-поиграть в ритмические игры со звучащими жестами. Например. игра «Зима»:

Ух! Ух! Ух!- 3 раза хлопаем по коленям;

Мчатся сани во весь дух!-хлопаем в ладоши перед собой;

Ух! Ух! Ух!-3 раза притопываем ногой;

Снег под горкой под горой- хлопаем себя по плечам, скрестив руки;

Словно пух над головой!- хлопаем над головой;

                             Играйте вместе с детьми!

 

С уважением музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад № 120» г. Перми Лузина О. С.

Что такое музыка? Это искусство, которое с помощью сочетаний различных звуков вызывает у слушателя разнообразные эмоции, настроения, переживания. П. И. Чайковский определял музыку, как «язык чувств», чувства же почти невозможно передать словами. Музыка  учит ребенка сопереживать, сочувствовать, помогает ребенку расти добрым, отзывчивым, развивает творчество и образное мышление, способствует развитию мозга, помогает в лечении заболеваний, дает ребенку ощущение счастья…всего и не перечислишь!

 

 

Иногда родители считают, что не стоит приобщать ребенка к музыке, если он не проявляет к ней интереса, Это не верно, ребенку необходимо слушать музыку, особенно вместе с родителями. Давно замечено, что музыкасамый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает  установить контакт между взрослым и ребенком. Спокойной музыкой можно создать у ребенка соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой.

В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? В пении, совместном исполнении танцев, слушании. В процессе совместного восприятия музыки у ребенка да и у взрослого возникает желание поделиться своими чувствами друг с другом. Но не стоит забывать, что из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания, мы не можем ее видеть, как скульптуру или живопись, она лишена конкретности, как литература.

 

Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям. Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения или детские песни с яркой мелодией, несложной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. После прослушивания музыки необходимо побеседовать с ребенком, на что похожа музыка, что можно себе представить? Какие музыкальные инструменты мы слышим? Есть ли повторения? Если это песня, то о чем в ней поется? Обычно дети правильно определяют характер музыки, но их оценка бывает краткой: скучная, веселая, громкая, тихая, медленная, быстрая.  Взрослому необходимо дополнить, расширить и углубить ответ ребенка, используя как можно больше прилагательных (которые обогащают речь). Можно сравнить два разных по характеру произведения. Во время звучания музыки ребенок может заниматься спокойными занятиями: рисовать, лепить, играть.

Можно собрать небольшую фонотеку недлинных пьес для слушания музыки, дети с удовольствием слушают полюбившиеся произведения, фонотеку звуков, подборку музыки для снятия эмоционального напряжения, собрать коллекцию музыкальных сказок, музыкально-литературные композиции  по произведениям П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», С. Прокофьев «Золушка», Р. Щедрина «Конек горбунок».

Взрослым следует помнить, что жизнь ребенка, не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и любящего ее.

        В. Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце».

 

С уважением, музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад № 120» г. Перми

Лузина О. С.