В гости к музыке

  • Home
  • /
  • В гости к музыке

Ритм-это основа нашей жизни. Все, что окружает нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, наша речь-все это и многое другое подчинено определенному ритму.

   Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых первых словах малыша обнаруживается ритмическая повторяемость слогов, отмечается тесная связь слова и движения (хлопками в ладоши, прыжками, постукиванием игрушкой, выкрикиванием слогов в ритме движений).

       Формирование чувства ритма у детей идет параллельно с развитием эмоций, познания окружающего мира, речи и движений (танцевальных или спортивных). Особенно тесно ритм связан с речью. Дети, имеющие нарушения речи (и неговорящие) чаще всего не чувствуют ритм, не могут даже ритмично хлопать под музыку, совсем не ощущают ритма в музыке, а значит и в речи. Следовательно, чувство ритма является одной из предпосылок становления и гармонизации речи у ребенка.

      Развитием этого чувства полезно заниматься с ребенком с самого раннего детства. В детском саду ритм присутствует на многих занятиях во многих видах деятельности (пение, танцы, слушание музыки, игран детских музыкальных инструментах в оркестре, физкультура под счет, подвижные и хороводные игры, физкультминутки и пальчиковые игры, дидактические (обучающие и настольные игры), аппликация и рисование (например, травы-равномерные черточки по низу листа).

        Всем этим можно и нужно также заниматься дома с любящими родителями-ведь совместная деятельность объединяет и радует. А также я рекомендую:

-слушать музыку! Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию-это популярные детские песни известных композиторов (В. Шаинского, Е. Крылатова и других) и короткие пьесы классиков, написанные для детей  (сборники «Детский альбом» П. И. Чайковского, пьесы Л. Бетховена («Весело-грустно»), Г. Свиридова «Ласковая просьба», «Парень с гармошкой»), Д. Кабалевского («Клоуны», «Упрямый братишка», «Ежик»), С. Майкапар («Весною», «Мотылек»)и другие);

-хлопать в ладоши под любимую песню в ритм и подпевать. Равномерные одинаковые удары — это Пульс в музыкеЭти удары могут быть быстрыми или медленными. Счет сильных и слабых ударов в музыке называется МЕТРОМ.

 

Если для ребенка это легко можно прохлопывать ритм мелодии песни, например:

МА-лень-кой Е-лоч-ке хо-лод-но зи-МОЙ

ИЗ ле-су Е-лоч-ку взя-ли мы до-МОЙ.

Нужно обратить внимание ребенка, что звуки разные, пояснить: «Смотри на меня и делай, как я»;

 

-Совместно с ребенком инсценировать детские стихи, песни, потешки;

-Читая сказку, включать ритмические элементы. Например, читая «Краденое солнце» К. И. Чуковского:

Рано-рано два барана

Застучали в ворота:

Тра-та-та и тра-та-та!

«Давай покажем, как постучали бараны (стучим по столу) тра-та-Та и тра-та-Та. Можно добавлять подобные элементы в любые сказки-тут все зависит от вашей фантазии;

-поиграть в игру «Послушай и повтори» — ребенок повторяет ритмический ряд за взрослым (например, 2 раза постучать по столу медленно, 3 раза похлопать в ладоши быстро: ТУК-ТУК-хлоп-хлоп-хлоп). Если ребенок легко справляется ритмическую цепочку можно выстроить длиннее, используя разные жесты (хлопки по коленям, притопы и т. д.). Для этой игры можно использовать простые инструменты, которые есть под рукой-деревянные ложки, кубики, палочки, барабан, самодельные маракасы;

-поиграть и игру «Веселые колпачки». Взрослый и ребенок берут колпачки от шампуня или пластиковых бутылок, ребенок выстукивает ритм, а взрослый повторяет. Если дома есть бубен или барабан, используйте их.

-поиграть в игру «Давайте хохотать». Взрослый прохахатывает ритм знакомой детской песни, ребенок отгадывает песню. Например:

ХА-хи-хи   ХА-хи-хи   хи-хи-хи-хи-ХА («Маленькой елочке»);

-поиграть в игру «Музыкальная страна». Взрослый говорит ребенку: «Мы с тобой попали в музыкальную страну, где все жители говорят необычно. Все, что они видят прохлопывают или топают в ритме ногой…»;

 

 

 

 

 

-поиграть в ритмические игры со звучащими жестами. Например. игра «Зима»:

Ух! Ух! Ух!- 3 раза хлопаем по коленям;

Мчатся сани во весь дух!-хлопаем в ладоши перед собой;

Ух! Ух! Ух!-3 раза притопываем ногой;

Снег под горкой под горой- хлопаем себя по плечам, скрестив руки;

Словно пух над головой!- хлопаем над головой;

                             Играйте вместе с детьми!

 

С уважением музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад № 120» г. Перми Лузина О. С.

Что такое музыка? Это искусство, которое с помощью сочетаний различных звуков вызывает у слушателя разнообразные эмоции, настроения, переживания. П. И. Чайковский определял музыку, как «язык чувств», чувства же почти невозможно передать словами. Музыка  учит ребенка сопереживать, сочувствовать, помогает ребенку расти добрым, отзывчивым, развивает творчество и образное мышление, способствует развитию мозга, помогает в лечении заболеваний, дает ребенку ощущение счастья…всего и не перечислишь!

 

 

Иногда родители считают, что не стоит приобщать ребенка к музыке, если он не проявляет к ней интереса, Это не верно, ребенку необходимо слушать музыку, особенно вместе с родителями. Давно замечено, что музыкасамый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает  установить контакт между взрослым и ребенком. Спокойной музыкой можно создать у ребенка соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой.

В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? В пении, совместном исполнении танцев, слушании. В процессе совместного восприятия музыки у ребенка да и у взрослого возникает желание поделиться своими чувствами друг с другом. Но не стоит забывать, что из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания, мы не можем ее видеть, как скульптуру или живопись, она лишена конкретности, как литература.

 

Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям. Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения или детские песни с яркой мелодией, несложной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. После прослушивания музыки необходимо побеседовать с ребенком, на что похожа музыка, что можно себе представить? Какие музыкальные инструменты мы слышим? Есть ли повторения? Если это песня, то о чем в ней поется? Обычно дети правильно определяют характер музыки, но их оценка бывает краткой: скучная, веселая, громкая, тихая, медленная, быстрая.  Взрослому необходимо дополнить, расширить и углубить ответ ребенка, используя как можно больше прилагательных (которые обогащают речь). Можно сравнить два разных по характеру произведения. Во время звучания музыки ребенок может заниматься спокойными занятиями: рисовать, лепить, играть.

Можно собрать небольшую фонотеку недлинных пьес для слушания музыки, дети с удовольствием слушают полюбившиеся произведения, фонотеку звуков, подборку музыки для снятия эмоционального напряжения, собрать коллекцию музыкальных сказок, музыкально-литературные композиции  по произведениям П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», С. Прокофьев «Золушка», Р. Щедрина «Конек горбунок».

Взрослым следует помнить, что жизнь ребенка, не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и любящего ее.

        В. Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце».

 

С уважением, музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад № 120» г. Перми

Лузина О. С.

Мы все чаще задумываемся о том, как подготовить ребенка для жизни в сложном и многогранном современном мире? Где постоянно устаревают какие-то профессии и рождаются новые, постоянно приходится учиться чему-то новому и часто это новое требует творческого подхода… А как оградить ребенка от негативного влияния социального окружения?…

В решении этих проблем вам поможет  дополнительное образование-обучение ребенка в музыкальной школе.

Музыкальное воспитание-

это не воспитание музыканта, а прежде

всего воспитание человека.

В. Сухомлинский  

Рассмотрим преимущества музыкального образования:

1.Стимуляция работы мозга. Учёными давно доказано, что занятия музыкой развивают мозг, тренируют память. Любое музыкальное произведение имеет строгое строение. В таких условиях ребёнок приучается мыслить структурированно, логично. Мышление является высшей формой познавательной деятельности человека. Оно тесно связано с интеллектом,  обучение музыке непременно положительно скажется на процессе усвоения стандартной школьной программы.

2.Развитие математических способностей, умение пространственно мыслить. Любой неправильный ход нарушает стройность музыкального произведения. Всё как в математике — ошибся в расчётах, получил неверный результат. А такой предмет, как сольфеджио (обязательный для изучения во всех музыкальных школах) обнаруживает прямые связи с математикой.

3.Лучшее усвоение иностранных языков. Музыка и язык — братья-близнецы. Фразы, предложения, точки, запятые, восклицания, интонация, ритм — всё это есть и в мелодии, и в речи. Дети, которые играют на инструменте или поют, легче усваивают иностранные слова, быстрее овладевают грамматикой.

4.Формирование необходимых личностных качеств. Современная школьная программа обладает высокой сложностью. Детям без специальной подготовки и помощи родственников достаточно сложно демонстрировать успеваемость по всем предметам. Ребёнку нужны такие качества, как мужество, терпение, воля, дисциплина, выносливость, упорство, выдержка, уверенность в себе и другие. Занятия музыкой помогают развивать перечисленные свойства, которые очень востребованы не только в школьной жизни, но и имеют огромное значение для взрослого периода человека.

5.Развитие мелкой моторики. Великий педагог В. А Сухомлинский говорил, что ум ребёнка сосредоточен на кончиках пальцев. Развитию мелкой моторики уделяется серьёзное внимание в дошкольных учреждениях. Родители, которые не водят детей в сад, должны обязательно обеспечить необходимое количество игрушек и упражнений для тренировки пальчиков дома. Освоение музыкального инструмента происходит именно руками. Кнопки, клавиши, смычки, струны — всё это прекрасно тренирует мелкую моторику ребёнка. Результатом такой работы станет интенсивное развитие мышления, интеллекта и речи.

6.Формирование умений правильно планировать свой день, собранность. Занятия в музыкальной школе имеют чёткое расписание. В младших классах, как правило, родственники доставляют малыша на занятия. Постепенно ребёнок овладевает навыками правильного планирования учебного дня, недели, месяца. Он распределяет время на поездки до школ, приготовление уроков, отдых. Данный опыт непременно пригодится и во взрослой жизни.

7.Приобщение к классическому искусству. Ребёнок, который с раннего возраста приобщается к мировой классической музыке, не сможет воспринимать бессмысленные звуки современной эстрады. Классика не только развивает творческие способности, но и воспитывает культуру-то, что способно оградить ребенка от негативного влияния социума.

8.Воспитание артистизма. На протяжении всего периода образования в музыкальных школах педагоги организуют экзамены и различные конкурсы. Выходя на сцену, ребёнок учится владеть эмоциями, правильно себя подать, стремится выразить настроение исполняемого произведения, демонстрирует определённый уровень мастерства и способность выступать перед аудиторией.

9.Начальное музыкальное образование закладывает базу для дальнейшего профессионального роста. Те дети, которые обрели большую любовь к музыке, имеют возможность продолжить образование на профессиональном уровне. Обретение любимой специальности — залог счастливой, успешной, полноценной жизни.

Если вы решили отдать ребенка в музыкальную школу,

 наши рекомендации для вас:

-Не стремитесь сделать это как можно раньше, программа рассчитана на детей школьного возраста, длится 7 лет;

-Не стремитесь обязательно попасть в класс фортепиано, есть масса других инструментов, на которых не менее интересно играть-скрипка. виолончель, гитара и другие. Во время прослушивания педагоги вам посоветуют на каком инструменте лучше играть ребенку. Тут учитываются музыкальные данные и анатомические особенности;

-Серьезно подойдите к выбору педагога, с нам вашему ребенку предстоим общаться не один год;

-Перед тем, как поступить в музыкальную школу проконсультируйтесь с врачом, для занятий на некоторых музыкальных инструментах существуют противопоказания. Например, на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, а на скрипке при сколиозе и сильном плоскостопии;

-Ну и, конечно, необходимо желание самого ребенка, ведь сам процесс должен приносить радость и удовлетворение!

 

Консультация для родителей.

 

     При рождении каждый человек получает в дар музыкальный инструмент-голос. Именно он может стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться им владеть. Обычно самые первые песни малыш слышит от матери, которая поет самые нежные, задушевные песни. У ребенка возникает ощущение любви, счастья-устанавливается тесные эмоциональный контакт между близкими людьми. Сегодня песня, в том числе и у колыбели ребенка уходит из нашей жизни. Некоторые стесняются своего голоса, ведь рядом столько поющей техники! А жаль! Если вы хотите, чтоб ваш сын или дочка любили музыку-пойте им почаще. Пение близких-самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок реагировал на музыку, как на что-то приятное и радостное.

Учить ребенка пению лучше всего используя свой собственный голос. Старайтесь не искажать мелодию, петь негромко, в среднем темпе. Слушая песню малыш сам начнет вам подпевать. Чем младше ребенок, тем легче должна быть песенка. Помните, что объем детского голоса невелик, а связки хрупкие и тонкие, они требуют бережного отношения (поэтому громко кричать, петь на морозе-вредно!). Не забывайте, что при обучении всегда надо идти от простого к сложному и чем понятнее ребенку содержание песни, тем больше она ему нравиться.

Как разучить песню:

-Правильное положение корпуса-сидя с прямой спиной, руки на коленях, а еще лучше стоя, руки свободно опущены вниз;

-Перед началом пения нужно разогреть голос: попеть короткие попевки, пропеть отдельно скачки мелодии (вверх или вниз), выполнить упражнения на развитие дыхания-подуть на воображаемый листочек, снежинку и т. д.;

-Быстрые песни сначала разучиваются в более медленном темпе, чтобы ребенок успевал пропевать слова. Трудные слова можно проговорить отдельно. Разъяснить смысл непонятных слов и оборотов речи;

-Полезно попевать мелодию на какой-либо звук («ля» или «ма»), прохлопать ритм;

-Во время пени надо шире открывать рот;

-Чтобы звук имел приятную окраску полезно следить за положением губ, рот должен иметь округлую форму;

-Музыка, которую ребенок слышит в семье формирует его музыкальные вкусы и предпочтения;

 

Пойте чаще!

Но если у ребенка нет настроения, заставлять нельзя.

В семье очень важен благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к проявлениям музыкальности, какими бы наивными они не были. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького коллектива, где получает полную поддержку своих близких.

 С уважением музыкальный руководитель Лузина О. С.