Советы учителя логопеда

  • Home
  • /
  • Советы учителя логопеда

Консультация по роли речевого дыхания

Многолетний опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя — логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в ней родителей. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Семья – это первая ступень овладения ребёнком родным языком, средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирования его гармоничной личности.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому необходимо уделять большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Исходя из этого, цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Основные задачи работы с родителями:

  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
  • Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов и взаимной поддержки;
  • Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы;
  • Формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В тетради каждую неделю появляются новые домашние задания, которые дети выполняют при поддержке и помощи родителей.

Коллективную работу с родителями можно представить в нескольких видах: 1.групповые родительские собрания. Логопед разъясняет родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Он помогает им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Второй вид коллективной работы с родителями: подгрупповые консультации. Они имеют конкретную направленность (о правильном выполнении артикуляционной гимнастики; о значении развития мелкой моторики; о важности систематического выполнения домашних заданий; о подготовительных упражнениях для постановки звуков;  о том, как следить за автоматизацией звуков в домашних условиях). Данные консультации помогают родителям получить информацию и практические умения по данному вопросу. Третий вид коллективной работы с родителями: папки учителя-логопеда в каждой группе. Содержание папок: статьи, связанные с темой развития речи; конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей рекомендации по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики.

Важным видом работы с родителями являются индивидуальные консультации на самые различные темы: по итогам диагностики; о ходе коррекционной работы; о необходимости посещения врачей-специалистов и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Детский сад и семья — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.