Советы учителя логопеда

  • Home
  • /
  • Советы учителя логопеда

Артикуляционная гимнастика как средство профилактики

речевых нарушений

Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Она позволяет отрабатывать правильные положения языка, губ, мягкого нёба и мышц, которые задействованы при звукопроизношении. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Специальные упражнения позволяют сформировать их согласованные и четкие действия.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения и является полноценная работа артикуляционного аппарата, что является целью артикуляционной гимнастики  — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Ведь для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы — язык, губы, небо. Звуки родного языка, как изолированно, так и в речевом потоке, образуются благодаря силе и в результате определенных положений мышц артикуляционного аппарата.  В нашей речи звуки быстро сменяют друг друга, поэтому нужно уметь быстро менять положение органов речевого аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный акт, и важную роль в формировании правильного произношения каждого звука играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.

Детям 3-х, 4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение. Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение. Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.

У многих детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков. Большинство из них имеют временный характер. Связано это с тем, что у детей в раннем возрасте недостаточно хорошо функционируют речевой и слуховой аппараты, что приводит к тому, что движения речевых органов недостаточно согласованы. Поэтому необходимо выполнять упражнения для развития их подвижности и формирования навыков владения ими.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

  • выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
  • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
  • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Активная артикуляционная гимнастика представляет комплекс упражнений, которые ребенок выполняет самостоятельно. Всю систему артикуляционной гимнастики по характеру выполнения  можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое образное название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в лошадки».

Целью статических упражнений  является выработка умения принимать и удерживать  артикуляторную позу  в течении 6 – 10 секунд . К примеру, это такие упражнения, как «Лопатка», «Окошко», «Заборчик», «Чашечка», «Грибок».

Целью динамических упражнений  является выработка умения переключаться с одной  позы на другую,  ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации.  Это упражнения: «Лошадка», «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Улыбка – трубочка».

Основные рекомендации и советы родителям

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

  • Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи. 
  • Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.
  • Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 5-7 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 3-4 за одно занятие.
  • Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
  • При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.
  • Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.
  • Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки или другого чистого предмета.
  • Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.
  • Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

Важны не только занятия с логопедом, но и самостоятельная работа родителей с ребенком. Помните о том, что для малыша это, прежде всего, игра, а придание этой игре коррекционного смысла – это ваша задача.

 

Консультация по роли речевого дыхания

«Закрепляем правильное произношение поставленных звуков дома»

Учитель-логопед: Шилкова С.Ю.

Многие родители переживают, если их ребёнок неправильно произносит какие-то звуки. И это оправданно. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их устранением нужно обязательно и постоянно. На индивидуальных занятиях с логопедом дети учатся произносить трудные для них звуки. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать их в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь, иначе, автоматизировать его. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей. Но, к сожалению, довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: “Не хочет заниматься дома!”. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать ребенка, обыграв монотонные, «скучные» задания, подчинив их игровому сюжету.

Уважаемые мамы и папы, планируя занятия дома, помните:

1 Занятия должны быть систематическими, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного ежедневного повторения.

2 Правильно выбирайте время для занятий, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи).

3 Продолжительность занятия может составлять до 20 — 25 минут.

4 Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты — «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»

5. Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция

должна быть простой, чёткой, короткой, а резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно, не жалейте похвал. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».

6. Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли.

7. Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе такой работы формируется речевой самоконтроль ребёнка за собственной речью Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не быстрота, а правильность проговаривания звуков. Звук закреплен в речи тогда, когда мы произносим его, не задумываясь.

Соблюдайте рекомендации учителя – логопеда!

«Советы логопеда!»

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Советы логопеда, которые способствуют правильному развитию речи ваших детей:

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.

3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2-3 слов.

4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо: «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает». Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит летящий самолет» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т. д.

6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

7. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5- 6 новых слов.

8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д

Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним!!!

Материал подготовлен учителем — логопедом: Шиховой Д.В.

Многолетний опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя — логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в ней родителей. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Семья – это первая ступень овладения ребёнком родным языком, средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирования его гармоничной личности.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому необходимо уделять большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Исходя из этого, цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Основные задачи работы с родителями:

  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
  • Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов и взаимной поддержки;
  • Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы;
  • Формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В тетради каждую неделю появляются новые домашние задания, которые дети выполняют при поддержке и помощи родителей.

Коллективную работу с родителями можно представить в нескольких видах: 1.групповые родительские собрания. Логопед разъясняет родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Он помогает им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Второй вид коллективной работы с родителями: подгрупповые консультации. Они имеют конкретную направленность (о правильном выполнении артикуляционной гимнастики; о значении развития мелкой моторики; о важности систематического выполнения домашних заданий; о подготовительных упражнениях для постановки звуков;  о том, как следить за автоматизацией звуков в домашних условиях). Данные консультации помогают родителям получить информацию и практические умения по данному вопросу. Третий вид коллективной работы с родителями: папки учителя-логопеда в каждой группе. Содержание папок: статьи, связанные с темой развития речи; конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей рекомендации по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики.

Важным видом работы с родителями являются индивидуальные консультации на самые различные темы: по итогам диагностики; о ходе коррекционной работы; о необходимости посещения врачей-специалистов и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Детский сад и семья — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.